Образование кыргызстанцев и рынок труда: точки совпадения и расхождения

Образование задумывается как фундамент профессии. Однако у многих кыргызстанцев путь от диплома к реальной работе оказался непредсказуемым. Платформа headhunter.kg провела исследование среди более 100 респондентов, чтобы выяснить: насколько связаны обучение и карьера, и почему всё чаще люди переосмысливают свой выбор.

Мухамед Багдатулы
Мухамед Багдатулы
автор статей

Какой у вас уровень образования?

  • 52% — высшее (бакалавр/специалист)
  • 16% — средне-специальное (колледж, техникум)
  • 15% — среднее
  • 12% — послевузовское (магистратура, PhD и т. п.)
  • 4% — неполное высшее
  • 1% — другое

*Каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Вывод: Большинство респондентов в Кыргызстане (64%) имеют высшее или послевузовское образование. Это подтверждает, что академическая квалификация остаётся важным элементом для построения будущего. При этом 15% ограничились только школьным образованием, а 16% окончили колледж или техникум. Это отражает устойчивое, но уже не безусловное доверие к традиционной модели высшего образования как стартовой точки для профессионального роста.

Получали ли вы образование по той профессии, по которой работаете сейчас?

  • 30% — да, строго по специальности
  • 30% — нет, работаю в другой сфере
  • 18% — да, в смежной области
  • 13% — частично использую знания
  • 4% — затрудняюсь ответить

*Каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Вывод: Лишь треть опрошенных (30%) работают по изначальной специальности. Остальные 61% либо сменили профессиональную сферу, либо применяют знания лишь частично. Это указывает на высокую динамику на рынке труда Кыргызстана, где значительную роль играют гибкость, навыки и готовность осваивать новые профессии.

Насколько, по вашему мнению, образование помогает построить успешную карьеру?

  • 37% — зависит от человека
  • 34% — важно, но не определяющее
  • 27% — это ключевой фактор
  • 15% — нужно только для некоторых профессий
  • 7% — не играет роли

*Каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Вывод: Только 27% участников опроса видят в образовании главный инструмент карьерного успеха. В то же время 71% считают, что образование — это скорее вспомогательный ресурс, а не гарантия. Всё большее значение приобретают личные качества, целеустремлённость и способность адаптироваться к требованиям времени.

Работодатели, по вашему опыту, оценивают уровень образования при найме?

  • 37% — да, но не главный критерий
  • 31% — да, это важный критерий
  • 28% — только в отдельных сферах
  • 11% — скорее нет
  • 6% — вообще не важно

*Каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Вывод: Лишь треть респондентов уверены, что диплом имеет решающее значение при трудоустройстве. Вместе с тем, почти все участники опроса так или иначе признают значимость образования — пусть и с поправкой на отраслевые особенности. В Кыргызстане, как и в других странах региона, наблюдается сдвиг от формальных требований к оценке реальных компетенций.

Где вы получали или получаете образование?

  • 90% — в Кыргызстане
  • 8% — в других странах СНГ
  • 2% — в Европе
  • 2% — не получал(а) образование
  • 1% — в США
  • 1% — в странах Азии
  • 1% — другое

*Каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Вывод: Преобладающее большинство (90%) получали образование в Кыргызстане. Зарубежные дипломы встречаются редко и чаще всего связаны с индивидуальными программами или возможностями академической мобильности. Это подчёркивает значимость развития национальной образовательной системы и её доступности для широкого круга граждан.

Если бы у вас была возможность снова выбрать образование, какое направление вы бы выбрали?

  • 26% — IT и цифровые технологии
  • 20% — бизнес, маркетинг, финансы
  • 19% — производство, строительство, инженерия
  • 16% — не стал(а) бы менять направление
  • 13% — медицина, фармацевтика
  • 13% — образование, психология, гуманитарные науки
  • 9% — юриспруденция и госслужба
  • 7% — творческие индустрии, медиа
  • 3% — другое

*Каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Вывод: 78% участников опроса выразили готовность выбрать другую специальность, если бы получили такой шанс. Наибольший интерес вызывают сферы цифровых технологий, управления и инженерии. Это подчёркивает растущий спрос на современные компетенции и практикоориентированное образование в Кыргызстане.

Как вы относитесь к идее получать образование онлайн?

  • 40% — подходит не всем, зависит от сферы
  • 34% — поддерживаю, это удобно и эффективно
  • 23% — считаю, что очное обучение лучше
  • 10% — не сталкивался(ась), не могу оценить
  • 8% — онлайн-обучение не воспринимаю всерьёз

*Каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Вывод: Онлайн-формат становится всё более привычным и у кыргызстанцев: 74% респондентов допускают или поддерживают удалённое обучение. При этом почти четверть участников остаются сторонниками очного формата. Это говорит о постепенном переходе к гибридным моделям, особенно в тех сферах, где важна практика и межличностное взаимодействие.

Общий вывод

В Кыргызстане академическое образование остаётся ценным, но всё чаще рассматривается как стартовая площадка, а не единственный путь к профессии. Большинство респондентов не работают строго по специальности и открыты к смене сферы. В приоритете — гибкость, современные навыки и желание развиваться. Всё большее внимание уделяется IT, управлению и инженерии, а онлайн-форматы становятся частью новой образовательной реальности.